понедельник, 21 ноября 2011 г.

Отсутствие реформ похоронило белорусскую приватизацию

Предложения правительства по ускорению приватизации в Беларуси давно назрели. Другое дело, выполнимы ли они?
На фоне ухудшения платежного баланса и снижения энергодотаций со стороны РФ профильные правительственные чиновники в течение двух последних лет публично заявляли о необходимости "кардинально усилить" работу по привлечению прямых иностранных инвестиций. При этом они отмечали, что сделать это нужно с помощью приватизации.

Девальвация уже не поможет.

Только вот ситуация с реформированием собственности за это время в Беларуси принципиально не изменилась.

В планах на 2012 год обращает на себя внимание сумма ПИИ, которую правительство ожидает получить, - 3,7 млрд. USD, в том числе 2,5 млрд. USD - от приватизации государственной собственности.

Это достаточно скромная цифра, если принять во внимание, что гарантированных источников покрытия дефицита платежного баланса в 2012 году пока не просматривается.

Отметим, что 2,5 млрд. USD - это как раз та сумма, которая предусмотрена условиями предоставления кредита Беларуси из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Напомним, документ о выделении кредита в объеме 3 млрд. USD - примерно по 1 млрд. USD ежегодно - был дополнен условиями, в соответствии с которыми белорусская сторона должна в течение 2011-2013 годов продать активов на 7,5 млрд. USD (по 2,5 млрд. USD ежегодно).

Однако очевидно, что ожидаемую от приватизации сумму - 2,5 млрд. USD - выручить за счет продажи на конкурсах и аукционах потенциальных банкротов, а также госпакетов акций невозможно.

В этом году, к примеру, с июня по 19 октября на торгах были проданы госпакеты 29 ОАО, в результате чего бюджет пополнился 110 млрд. BYR. Но не следует забывать о том, чем был вызван рост приватизационной активности покупателей: резкой девальвацией белорусского рубля.

Ждать аналогичной активности от покупателей сейчас сложнее, так как теперь начальная цена продажи предприятий индексируется с учетом инфляции.

Между тем в текущем году правительство поставило перед собой гораздо более амбициозную задачу: привлечь в экономику страны 6,4 млрд. USD прямых иностранных инвестиций, в том числе от приватизации - 3 млрд. USD. Однако в ГКИ сразу сказали, что "таких денег от приватизации мы не получим", даже если бы удалось продать все выставленные на продажу госпакеты акций (а это 180 ОАО).

Что же касается приватизации крупных активов, то в Беларуси это - прерогатива президента, а не правительства.


В этом году, например, для выполнения плана по привлечению прямых инвестиций ожидалось выставить на продажу госдолю в МТС, а также госпакеты акций в ОАО "Белтрансгаз" и в объединенной компании в составе "Гродно Азот" и "Гродно Химволокно". Пока в листе ожидания - сделки по госдоле в МТС, а также по пакету акций "Белтрансгаза". Решения по ним будет принимать президент.

Пока же, по данным за 7 месяцев, удалось привлечь 1,1 млрд. USD. Это в основном деньги зарубежных компаний, вложенные в развитие своих "дочек" в Беларуси. В августе министр экономики Николай Снопков оценивал приток ПИИ по итогам 2011 года в размере 2 млрд. USD, что, как было сказано, "не сбалансирует наш платежный баланс".

Старались, но не получилось.

Чего только не делало в этом году правительство в надежде выполнить запланированный показатель по привлечению ПИИ.

Оно даже пошло на одиозную меру: задание по привлечению 6,5 млрд. USD прямых иностранных инвестиций постановлением от 6 июня 2011 года № 723 было распределено между предприятиями. А на руководителей органов госуправления, облисполкомов и Минского горисполкома этим документом была возложена персональная ответственность за обеспечение выполнения в 2011 году заданий по привлечению ПИИ.

Как известно, ПИИ могут прийти в страну не только в результате приватизации. Два года назад в Беларуси введен новый инструмент привлечения инвестиций - инвестиционный договор. После принятия в 2009 году Декрета № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" активность потенциальных инвесторов повысилась.

В этом году правительство инициировало ряд поправок и дополнений в этот документ, чтобы в большей степени стимулировать активность потенциальных инвесторов. 9 августа 2011 г. вступил в силу Декрет № 4 о создании дополнительных условий для инвесторов. Им внесены дополнения и изменения в Декрет № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" от 6 августа 2009 года, что расширяет возможности инвесторов при заключении инвестиционных договоров.

По данным Минэкономики, на 1 июля 2011 года облисполкомы заключили примерно 700 инвестдоговоров с различными сроками реализации на 12 млрд. USD, а республиканские органы госуправления - 19 инвестдоговоров на 3,4 млрд. USD. Только в Минске, по данным на конец сентября, было подписано 268 инвестиционных проектов, из них в практической работе находится 261 проект.

Однако, несмотря на большое желание, выполнить задание по привлечению ПИИ не удастся.

Чрезмерные надежды.

Всплеск интереса к Беларуси со стороны зарубежных инвесторов после объявленной летом 2008 года масштабной программы приватизации стал быстро угасать, так как вслед за амбициозными планами не последовало реальных действий. Правительство смогло лишь подстегнуть смену статуса госпредприятий, в том числе и достаточно крупных.

Полномочий по проведению приватизационных сделок у чиновников не добавилось. В Беларуси с 1998 года все сделки с собственностью стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин (1 БВ - 35 тыс. BYR) контролируются президентом.

Судя по всему, дополнительных полномочий правительство в ближайшее время не получит.

10 ноября в ходе совещания по распоряжению госимуществом Александр Лукашенко затронул этот вопрос.

"Правительство считает, что процедуры принятия решений о распоряжении государственным имуществом слишком забюрократизированы, и настоятельно хочет передать ряд полномочий и президента, и своих на места - министерствам, местным органам, руководителям предприятий", - отметил А. Лукашенко.

По его словам, чрезмерная бюрократизация действительно недопустима, однако при этом он сомневается, стоит ли выводить процедуру из ведения президента. "Правительство переживает за перегрузку президента. Так я же не жалуюсь!" - заявил А. Лукашенко.

Он также предостерег правительство от чрезмерных надежд на иностранные инвестиции в модернизации экономики страны. "Считаю, что здесь зачастую чрезмерно много надежд возлагается на зарубежные капиталовложения. Прежде всего, мы сами должны рационально и эффективно использовать то, что имеем, приумножая, развивая и укрепляя нашу собственность", - заявил А. Лукашенко.

В нынешней экономической ситуации тема приватизации и привлечения ПИИ все острее выходит на первый план. Однако белорусские власти боятся сущностных изменений в экономике, опасаясь, что реформы нарушат сложившуюся модель управления страной, которую власть по-прежнему считает единственно верной.

В то же время очевидно, что без структурных реформ, главным инструментом которых является приватизация, белорусская экономика не сможет выйти из кризиса, пишет газета Белорусы и рынок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий