четверг, 22 сентября 2011 г.

Никто не знает реального курса валюты

После заявлений президента о том, что Нацбанк изо всех сил пытается удержать доллар от обвала и даже вынужден скупать никому не нужную валюту на допсессии "Белорусский партизан" вместе с экономистом Владимиром Тарасовым пытался разобраться в таком странном поведении банков и курса доллара.
- Почему курс доллара постоянно падает?

- Во-первых, импортеры ожидают, дальнейшего снижения курса, то есть, нет особого спроса. Во-вторых, экспортеры начали продавать свою валюту. В этом, скорее всего, есть некий административный механизм, но кроме того, действительно нужно платить налоги, а для этого нужны белорусские рубли. Ну и в-третьих, те, у кого есть валюта, увидели, что курс доллара начал падать, и нужно успеть продать валюту по высокому курсу, пока есть такая возможность.

- Из каких побуждений банки устанавливают такую большую разбежку между курсами покупки и продажи валюты?

- Это связано с тем, что у каждого банка своя потребность в валюте, кому-то она нужна, кому-то нет. Соответственно, те банки, которым нужна валюта, ставят курс повыше. Плюс к этому банки в ожидании резкого падения курсов валют уже сегодня выставляют курсы чуть пониже.

- На торгах БВФБ предложение превышает спрос, банкам не нужна валюта? А как же заявления экспертов, что только отложенный спрос составляет 2 миллиарда?


- Это было очень давно, еще весной, когда курс был пять тысяч с копейками. Если бы курс был в районе 6 тысяч за доллар, на дополнительной сессии, то все бы бросились его покупать. А сегодня сложилась ситуация, при которой покупать доллар не совсем выгодно: чем выше курс доллара, тем ниже отложенный спрос. Потому что есть товары, в которые просто невозможно закладывать курс доллара в 8,5 тысяч белорусских рублей, это экономически не имеет смысла. Сейчас отложенный спрос есть, но он гораздо ниже 2 миллиардов.

- Некоторые эксперты заявляют, что реальная стоимость рубля не более 4000 за доллар, какова спекулятивная часть в формировании курса?

- Весь фокус в том, что реальную стоимость белорусского рубля сейчас не знает никто. Для того чтобы понять сколько он на самом деле стоит, должен пройти довольно большой отрезок времени. Мы еще не платили за энергетические ресурсы, когда придет время за них рассчитываться все станет на свои места.

Кроме этого, есть много факторов, такие как сбережения предприятий. Какую часть валюты предприятие готово продать, а какую нет.

Пока предсказывать курс доллара не реально, он еще несколько раз будет меняться.

- Есть ли предпосылки для выправления экономической ситуации или курс доллара не показатель в этом вопросе?

- Мы движемся в правильном направлении. Другой вопрос, что это движение нужно было начинать в марте-апреле. Ведь вся валютная проблема завязана на том, что Нацбанк прекратил продавать валюту на бирже, и не организовал единую площадку для торгов.

Предприятия-экспортеры не могут продать валюту нигде, кроме как на бирже, в марте-апреле они начали торговать между собой, то есть нужно было иметь какие-то знакомства, чтобы купить валюту по нормальному курсу. На свободный рынок они выбрасывали очень мало, поэтому создался дефицит, который погнал курс доллара вверх. Сейчас ситуацию исправили, и курс начал снижаться, все объективно.

- Почему же весной не было принято такого решения о проведении допсессии?

- Собирались отделаться малой кровью. Все риски переложить на экспортеров, а государственные предприятия сберечь, продавая "своим" по заниженному курсу. Эта ситуация, как и следовало ожидать, поставила всех в невыносимые условия, в том числе и государственные предприятия. Так что государству просто пришлось пойти на дополнительную сессию, тянуть дальше было невозможно.
"Белорусский партизан"

Комментариев нет:

Отправить комментарий