пятница, 20 января 2012 г.

Нацбанк выступает за либерализацию без эйфории

  • Ольга Лойко, TUT.BY

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%3A%20%D0%A1%D0%A2%D0%92
Фото: СТВ
Введенные в прошлом году ограничения на валютном рынке будут постепенно смягчать и убирать, но при этом Нацбанк настоятельно рекомендует не впадать в эйфорию, считая, что кризис полностью миновал. Об этом заявил первый заместитель председателя правления Национального банка Николай Лузгин, выступая на 69-м заседании Республиканского клуба директоров, организованном Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского.

Оптимизму – да, эйфории - нет
Лузгин сразу подчеркнул, что прошлогодние проблемы на валютном рынке - лишь отражение тех коренных проблем, которые существуют в реальном секторе экономики, прежде всего, низкой конкурентоспособности белорусской продукции при высокой энергоемкости, материалоемкости и импортоемкости. "Есть определенная стабилизация во внешней торговле, на валютном и депозитном рынке, и даже наблюдается укрепление курса рубля. Но инфляционные ожидания по-прежнему высоки", - отметил первый зампред, признав, что планируемый уровень инфляции в размере 19-22% достичь будет сложно.

Говоря о позитивных тенденциях, он обратил внимание на снижение отрицательного сальдо по итогам 11 месяцев до минус 4,5 млрд долларов против 6,4 млрд за аналогичный период 2010 года. В третьем квартале сальдо было и вовсе нулевым, но риски здесь сохраняются, в том числе связанные с ухудшением прогнозов роста мировой экономики, что автоматически скажется на белорусском экспорте.

Активность валютного рынка Нацбанк радует: декабрь по объему сделок (около 10 млрд долларов) оказался на уровне еще докризисного января 2011 года. Обращает на себя внимание и то, что много валюты продает население. В декабре 2011 года население на чистой основе реализовало 77 млн долларов. Лузгин такое стремление объясняет привлекательной процентной политикой – нашлось немало желающих избавиться от долларов, пытаясь заработать на коротких рублевых депозитах.

В 2012 году Нацбанк твердо намерен придерживаться жесткой эмиссионной политики. Прирост рублевой денежной массы ожидается на уровне 25-28%. При этом есть и поводы для беспокойства. "Некоторая стабилизация, и у отдельных хозяйственников и чиновников возникают настроения эйфории и успокоенности. Опять начинают идти заявки на всякие программы, стройки, не важно, валютоокупаемые или нет. Опять возникает вопрос о необходимости кредитов – естественно, льготных – через госпрограммы. А ситуация остается довольно сложной", - предупредил Лузгин.

Особое внимание Нацбанк намерен уделить процентной политике, ведь ставка рефинансирования за 2011 год рванула с 10,5% до 45% годовых, причем по инструментам предоставления ликвидности на начало года ставка взлетела вообще до 70% годовых. "Сейчас, правда, она немного припала", - констатировал эксперт.

Ставки пойдут вниз, а евро?
Средняя ставка по срочным рублевым депозитам в декабре была на уровне 53,6%, чем охотно пользуется население, пытаясь заработать. Средняя ставка по новым кредитам при этом составила 51,1%. Как заверил Николай Лузгин, в 2012 году ставка будет снижаться по мере снижения темпов инфляции. Кстати, отметил он, в декабре инфляция была на уровне 2,8%, и если посмотреть в годовом исчислении, то ставка рефинансирования уже стала положительной. К концу года, если верить ОНДКП, ставка рефинансирования не превысит 23%.

Как позитивный фактор первый зампред правления Нацбанка отметил и то, что банки, несмотря на сложные процессы в экономике, избежали банкротств. Несколько вырос нормативный капитал банков (на 23,4%), на приемлемом уровне остается и доля проблемных активов, выросшая до 4,35% на 1 декабря.

При этом в банковской системе есть проблема дефицита ликвидности. Как отметил Лузгин, Нацбанку приходится поддерживать ликвидность, в первую очередь, в двух крупнейших госбанках – Беларусбанке и Белагропромбанке.

Волновала предпринимателей и судьба евро: контракты-то то заключаются на условиях отсрочки платежа, а евро в последнее время часто хандрит. Лузгин выразил надежду, что евро выживет, но подчеркнул, что такие прогнозы не входят в компетенцию Нацбанка. Он рассказал, что и в правительстве возникают вопросы – "вплоть до прокуратуры" – в долларах или в евро надо было заключать контракт. "Чуть ли не ущерб государству нанесли", - припомнил он, подчеркнув, что гарантировать точность прогноза сейчас не в силах никто.

Лузгин заверил, что Нацбанк тоже работает в условиях неопределенности. К примеру, год назад девальвация рубля в 2,7 раза даже не предполагалась. Кстати, борьба мнений и подходов не затихает. Как рассказал первый зампред правления, не сразу удалось согласовать и план по выходу на единый курс. "Мнения были самые разные, они и сейчас есть, вплоть до того что не надо нам этих бананов, давайте распределять валюту на бирже. Я уверен, что нам нужен нормальный валютный рынок", - подчеркнул он.

Рынок приходит в сознание, но вопросы остаются
Впрочем, ограничений на рынке и сейчас остается немало. Вопросы представителей бизнеса вызывают, в частности, ограничения на авансирование импорта, даже если речь идет о закупках сырья для собственного производства. Лузгин заверил, что постепенно это ограничение и некоторые другие будут убраны.

Есть проблемы и с дебиторской задолженностью. На совещании 30 августа 2011 года Лукашенко потребовал принять кардинальные меры по возврату валютной выручки в страну. "Возврат валютной выручки в страну – наиважнейшая задача для правительства. Сегодня это почти $5 млрд за поставленную белорусскую продукцию", - сказал Александр Лукашенко, потребовав к концу года сократить ее до $2 млрд.

"Пока задача не выполнена, но дело здесь даже не в цифрах", - отметил Лузгин, признавая, что максимально снизить объём валюты, зависшей за рубежом, крайне важно. При этом он признал, что иногда деньги остаются за границей по объективным причинам.

Кстати, именно о такой ситуации рассказал сегодня руководитель ОАО "Белтеплоизоляция", экспортирующей строительные услуги на 2-3 млн долларов в год. Дело в том, что и в Европе, и в России есть практика, когда 5% от суммы контракта резервируется для устранения недоделок по факту сдачи объекта. А еще 5% - на срок исполнения гарантийных обязательств по проекту. С сентября, то есть после прошедшего совещания, Нацбанк просьбы компании о продлении сроков возврата валютной выручки не удовлетворяет, получив соответствующие "жесткие указания". Ни компании, ни внешнеторговому сальдо, ни экономике страны в целом это не на пользу. Николай Лузгин заверил, что сейчас уже создана определенная система по выдаче таких разрешений, так что у Белтеплоизоляции есть шанс продолжить нормальную работу на внешних рынках. Впрочем, случай это явно не единственный, и когда удастся разрулить все - вопрос.

Много вопросов вызывают и планы по ограничению ввоза в страну товаров некритического импорта. Лузгин признал, что мероприятия по ограничению готовятся, но выразил уверенность, что "административных рычагов предлагать мы не будем". В том числе на валютном рынке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий